Папье-маше Папье-маше делается из маленьких кусочков бумаги, которые слоями наклеиваются на основу. Каждый слой отдельно должен просохнуть для крепости конечной конструкции. Обычно для склейки используют обычный клейстер или обойный клей.
Клейстер варится или из крахмала или из муки, примерно как вы варите кисель.
Для основы можно брать что угодно, но классически используется пластилин. Вылепливается форма а затем она обклеивается бумажками.
Чтобы пластилин потом легко отставал первый слой газеты клеится просто на воду. Т.е. газетные обрезки смачиваются водой и просто накладываются с небольшим нахлестом закрывая постепенно весь пластилин, а потом уже на этот слой (после высыхания), он как основа и не считается при подсчете слоев, наклеивается первый слой на клейстер.
Каждый слой должен хорошо разглаживаться и приглаживаться, потому что с каждым последующим ошибка (складки, торчалки, дырки и прочее) нарастает и исправить бывает сложно, да и вид работы искажается.
Для того чтобы отличать один слой от другого когда оклеиваешь я использовала на один слой газетную бумагу, на другой слой тетрадные листики, но листики нужно рвать мельче чем газету, потому что элатичность тетрадных листов меньше чем газеты. И еще одно наблюдение, если оклеиваешь мелкие детали, например зубки, рожки, клыки, углубления в глазах или между лепестками цветов то такие места лучше не обклеивать тетрадными листами, а брать просто газетные обрывки с краев, беленькие, или с фотографий черненькие чтобы слои различать, иначе мелкие детали и особенно углубления скрашиваются и пропадает весь рельеф работы.
Если работа крупная, например тарелочки, блюдечки, хоюшка и т.п. то можно использовать длинные тонкие полоски газеты, тогда один слой должен накладываться поперек другого. Но последний слой все же жеательно делать маленькими кусочками, так получается ровнее и аккуратнее.
Обычно делается 6-7 слоев.
Но если из папье-маше выполняется замкнутая область, например голова для кукольного театра, то оттуда не выколупаешь пластилин, тогда после пятого слоя голову разрезают ножом пополам, вынимают пластилин, а потом склеивают две половины еще 4мя-5тью слоями, обычно четырьмя слоями хватает, три слоя мало, получается некрепко и видно шов склейки. Если мордочка длинная, напрмиер у лисы или волка, то разрез делают по всей длине морды, а затем две половинки сначала скрепляют нитками, чтобы сохранить форму точно, и сверху обклеивают бумагой.
После высыхания последнего слоя есть два пути подготовки к раскрашиванию.
Если использовалась жесткая бумага и поверхность неровная и бугристая, то в таком случае надо делать на один слой больше, вместо 6-7 делать 7-8 и заичщать наждачной бумагой, а только после зачистки покрывать грунтовкой и потом раскрашивать.
Если использовалась газета то часто бывает зачистка не нужна, тогда сразу накладывают грунтовку в два слоя, давая высохнуть каждому слою, затем раскрашивают. Разукрашивать можно любыми красками, например я разукрашивала гуашевыми красками, а сверху покрывала двумя слоями лака мебельного. Кстати одно наблюдение, гуашь после лака смотрится как мокрая, цвет получается насыщенный, красивый и не выцветает.
Ну и последнее. Бумагу для папье-маше нельзя резать, нужно ТОЛЬКО рвать.
Причем газета имеет такой свойство у нее есть "вдоль" и "поперек" т.е. в одном направлении она очень легко рвется на длинные кусочки, а в другом направлении рвется неровно и тяжело. Когда используешь длинные полоски для оклеивания то надо рвать вдоль, т.е. так как рвется вдлину легко. И при наклеивании надо руками хорошо разглаживать все края кусочков, получается как будто заглаживание и ровные без пупырышков переходы от одной бумажки к другой без рельефных выступов.
мой альбом